В последние несколько лет в результате интенсивного развития автомобильной области, модернизации автотранспортных средств и появления альтернативной энергетики время, уделяемое на проведение аварийно-спасательных операций, увеличилось примерно на 20%. Все это послужило причиной принятия национального стандарта по безопасности в чрезвычайной ситуации ГОСТ P 22.8.12-2022 «Карта спасения для транспортного средства. Общие требования к кодификации, маркировке и идентификации».
Новым стандартом устанавливаются единые требования к формализованной схеме автомобилей (карта спасения) и рекомендуемые действия для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, куда в числе прочего входит и безопасная деблокировка пострадавшего.
Оформление карты спасения для транспортного средства будет считаться добровольной для производителей транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации. Сам документ будет записан на электронном носителе и внесет в единую информационную систему. Транспортным средствам, обладающим картой спасения, будут присвоены индивидуальные коды, которые в случае дорожно-транспортного происшествия моментально будут отправляться спасателям еще до начала спасательной работы.
Новый национальный стандарт был принят в рамках комплексного плана стандартизации, основная задача которого унифицировать аварийно-спасательные и другие неотложные работы и разработать единый набор действий по ликвидированию последствий ДТП. Нормативной базой для разработки стандарта послужили международные документы по стандартизации и накопленный опыт проведения аварийно-спасательной работы. Принятый нормативно-правовой акт вступит в силу в начале февраля 2023 года.